Вестминстерское исповедание веры
Глава 5. О провидении
1. Бог, великий Творец всего сущего, поддерживает[97] и направляет всякую тварь, всякое действие и всякое явление[98] – от величайшего до ничтожнейшего,[99] обо всем печется и всем правит по Своему премудрому и святому провидению,[100] в согласии со Своим непогрешимым предведением[101] и со Своим свободным и неизменным произволением.[102] За все подобает слава и хвала Его мудрости, могуществу, справедливости, благости и милосердию.[103]
2. Хотя все происходящее неизменно и непреложно связано с предведением и предустановлением Бога, Который есть Первопричина всего;[104] по тому же провидению Он повелевает, чтобы все происходило либо неизбежно, либо безусловно, либо при каком-то условии.[105]
3. Бог в Своем провидении использует обычный порядок вещей,[106] и вместе с тем волен обходиться без него,[107] действовать вне его[108] или вопреки ему,[109] если это Ему угодно.
4. Всемогущество, непостижимая мудрость и бесконечная благость Божия с такой полнотой проявляются в Его провидении, что оно простирается даже на первое грехопадение и все прочие грехи ангелов и людей.[110] Бог не просто попускает эти грехи,[111] но мудро и властно полагает им предел,[112] предопределяет их и управляет ими ради Своих святых целей.[113] Тем не менее, греховность проистекает только от творения, а не от Бога, Который, будучи в высшей степени свят и праведен, не является и не может быть виновником греха, не одобряет и не может одобрять его.[114]
5. Премудрый, праведный и милосердный Бог часто попускает Своим детям на время подвергаться разнообразным искушениям и испытывать порочность своих сердец. Он делает это для того, чтобы наказать их за прежние грехи, показать им скрытую силу греховности и склонность их сердец к заблуждениям. Таким образом Он приводит их ко смирению,[115] учит быть ближе к Нему и постоянно искать в Нем опору и быть осторожнее в будущем при искушениях грехом. Есть и другие справедливые и святые причины для действий Бога.[116]
6. Есть нечестивые и безбожные люди, которых Бог как праведный Судия ослепляет и ожесточает за их прежние грехи.[117] Он лишает их Своей благодати, под действием которой мог бы проясниться их разум, а сердце могло бы осознать свою вину.[118] Иногда Он отнимает у них и те дары, какие они имели,[119] и ввергает этих людей в обстоятельства, в которых их же испорченная природа побуждает их грешить.[120] Таким образом, Он отдает их во власть собственных похотей, искушений мира сего и сатаны.[121] Тогда бывает, что они ожесточаются, даже если к ним применяются те же средства, которые Бог использует, смягчая сердца других людей.[122]
7. Поскольку провидение Божие распространяется на все творение, тем же провидением Он совершенно по-особому опекает и Свою Церковь, соделывая все к ее благу.[123]
[97] Евр. 1:3.
[98] Дан. 4:31,32; Пс. 134:6; Деян. 17:25,26,28; Иов. 38,39,40,41.
[99] Мф. 10:29,30,31.
[100] Пр. 15:3; Пс. 103:24; Пс. 144:17.
[101] Деян. 15:18; Пс. 93:8,9,10,11.
[102] Еф. 1:11; Пс. 32:10,11.
[103] Ис. 63:14; Еф. 3:10; Рим. 9:17; Быт. 45:7; Пс. 144:7.
[104] Деян. 2:23.
[105] Быт. 8:22; Иер. 31:35; Исх. 21:13; Вт. 19:5; 3Цар. 22:28,34; Ис. 10:6,7.
[106] Деян. 27:31,44; Ис. 55:10,11; Ос. 2:21,22.
[107] Ос. 1:7; Мф. 4:4; Иов. 34:10.
[108] Рим. 4:19,20,21.
[109] 4Цар. 6:6; Дан. 3:27.
[110] Рим. 11:32,33,34; 2Цар. 24:1; 1Пар. 21:1; 3Цар. 22:22,23; 1Пар. 10:4,13,14; 2Цар. 16:10;
Деян. 2:23; Деян. 4:27,28.
[111] Деян. 14:16.
[112] Пс. 75:11; 4Цар. 19:28.
[113] Быт 50:20; Ис. 10:6,7,12.
[114] Иак. 1:13,14,17; 1Ин. 2:16; Пс. 49:21.
[115] 2Пар. 32:25,26,31; 2Цар. 24:10.
[116] 2Кор. 12:7,8,9; Пс. 72; Пс. Пс. 76:2,11,13; Мк. 14:66-72; Ин. 21:15-17.
[117] Рим. 1:24,26,28; Рим. 11:7,8.
[118] Вт. 29:4.
[119] Мф. 13:12; Мф. 25:29.
[120] Вт. 2:30; 4Цар. 8:12,13.
[121] Пс. 80:12,13; 2Фес. 2:10-12.
[122] Исх. 7:3; Исх. 8:15,32; 2Кор. 2:15,16; Ис. 8:14; 1Пет. 2:7,8; Ис. 6:9,10; Деян. 28:26,27.
[123] 1Тим. 4:10; Ам. 9:8,9; Рим. 8:28; Ис. 43:3,4,5,14.
Этот материал еще не обсуждался.